Клиент–центрированная терапия

Метод гуманистической психотерапии создан американским психологом К.Роджерсом и основывается на идеях гуманистической психологии. В основе подхода лежит вера в то, что человек всегда стремится сохранять и развивать по максимуму свои лучшие качества, заложенные в нем природой.

"Если доверяешь своим ощущениям, — считал Роджерс, — то тогда проще осознать, в правильном ли направлении движешься». Ключевым моментом в данном подходе является Я-концепция — сознательное представление человека о самом себе. Человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Через свой внутренний мир он видит окружающее, и это может многое объяснить в его поведении. Если Я-концепция расходится с жизненным опытом, возникают невротические симптомы.

Клиент-центрированная терапия ставит своей целью помощь человеку в приведении его Я-концепции в соответствие с испытываемым опытом и достижение самопринятия. Приняв себя, человек сможет реализовать свой природный потенциал.

Роджерс считал, что успех терапии определяется качеством взаимоотношений между сторонами терапевтического процесса. Эффективность терапии проявляется в безусловном позитивном отношении к пациенту. "Чем более терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем менее он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и продвинется в конструктивном ключе» (К. Роджерс). Самое важное — это атмосфера уважения, доверия и безусловного принятия терапевтом личности клиента. Что позволяет клиенту принимать себя и окружающих его людей.

"Это похоже на то, как если бы он слушал, и такое выслушивание окутывало бы нас тишиной, в которой, наконец, мы бы начали слышать то, чем мы, как предполагается, являемся" — вот описание сеанса клиент-центрированной терапии.